Лауреат Премии Мэрии Москвы
методист по географии Ривкин Е. Ю.
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЕМ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
Одним из эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества образования является научно обоснованная система управления контролем знаний и умений учащихся.
При этом под управлением мы будем понимать целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся по достижению запрограммированного результата (в данном случае присвоение учащимися предметных знаний и умений), а контроль – вид деятельности учителя по установлению соответствия параметров системы (в данном случае – знаний и умений учащихся) поставленным требованиям и целям.
Требования к знаниям и умениям определены образовательными программами, составленными на основании Государственного Образовательного стандарта общего образования по географии (раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» определяет содержание образования, которое должно быть освоено каждым выпускником в обязательном порядке).
Цели образовательной деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, т.е. по окончании урока каждый ученик должен приобрести конкретные знания и умения. Исходя их этого, каждый урок должен строиться не как экстенсивное общение по заданной теме, а как интенсивная отработка конкретных знаний и умений, заданных учебной программой (при этом тема урока является одним из средств достижения целей урока).
Главная цель контроля – выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности (присвоение учащимися конкретных знаний и умений) на основе целенаправленного сбора данных и выявить причины, определившие их. Сокращение периода контроля (и, следовательно, объема контролируемых знаний и умений) позволяет облегчить выявление содержания отклонений и внесение корректив. Исходя из этого, оптимальной единицей контроля является логическая единица (понятие, причинно-следственная связь, действие). Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: осуществление обратной связи, диагностическую и стимулирующую.
Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля:
1. Нормативность. Данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса);
2. Плановость. Согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю;
3. Главное звено. Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;
4. Объективность. Учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам;
5. Индивидуализация. Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля;
6. Системность. Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:
- Текущий контроль проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию положительного психологического климата, т.к. нацелен на выявление проблем, возникающих в процессе обучения, и их решение. На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.
- Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.
- Предварительный контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.
- Итоговый контроль проводится после отработки знаний и умений учебного курса. Формами итогового контроля могут быть тестирование, экзамен по билетам, экзамен в форме защиты творческих работ.
Тестирование позволяет выявить уровень теоретической подготовки учащихся, но не позволяет в полной мере оценить уровень умений учащихся, возможности творческого применения знаний, обезличивает школьника. Тем не менее, проведение процедуры аттестации образовательных учреждений, ЕГЭ в форме тестирования заставляют учителей не пренебрегать данной формой контроля.
Контроль по билетам – традиционная форма контроля, позволяющая выявить уровень теоретической подготовки учащегося, уровень владения отдельными предметными умениями.
Проведение итогового контроля в форме выполнения и защиты творческих аттестационных работ позволяет расширить и углубить знания учеников в выбранной ими предметной области, способствует формированию научного мышления, развитию индивидуальных способностей, приобретению опыта исследовательской работы, является эффективным средством реализации идей личностно-ориентированной педагогики. Кроме того, в результате работы создается произведение, позволяющее его использовать в образовательном процессе. Недостатком такой формы контроля является отсутствие возможности проверить овладение конкретным учеником всего перечня контролируемых знаний и умений курса.
Творческая работа должна соответствовать требованиям:
- самостоятельная творческая или исследовательская работа (не реферат, который легко «скачать» в сети Интернет), выполненная учеником на протяжении продолжительного времени (не менее ½ учебного года) под руководством учителя;
- создан продукт, который может быть использован в образовательном процессе школы (разработка экскурсии, мультимедиа произведение, видеофильм, слайд фильм, макет, картографическое произведение, справочник, дидактический материал, компьютерная программа, сборник тестов и др.);
- или работа, являющаяся результатом исследовательской деятельности (исследования природы, хозяйства, населения, взаимодействий в системе «человек – природа – производство» и др.).
Работа учителя по подготовке итоговой аттестации строится следующим образом:
1. Учитель составляет примерный перечень тем аттестационных работ. Количество предлагаемых тем должно превышать количество учащихся в классе.
Примерные темы творческих аттестационных работ:
9 класс
• Атлас тематических карт своего региона и объяснительная записка к ним (природа, хозяйство, социально-бытовая инфраструктура, рекреация, экология и др.);
• Слайд-фильм, видеофильм по любой теме курса географии;
• Разработка маршрутов географических экскурсий по Кубани, Краснодарскому краю по любой теме курса;
• Природа Кубани в произведениях живописи;
• Природа Кубани и ее изменения человеком;
• Топонимы Краснодарского края, отражающие географические особенности территории;
• Географические справочники и путеводители;
• Влияние природных особенностей на жизнь (быт, одежду, питание, жилище, праздники, архитектуру) жителей региона в разные исторические эпохи;
• Кубань современная (по материалам периодической печати);
• Сборник тестов, кроссвордов по географии;
• Разработка учебно-дидактических материалов, мультимедийных произведений по курсу;
• Социальные проблемы любого региона;
• Экологические проблемы конкретного региона и пути их решения.
10 класс
• Краснодар среди городов мира.
• Россия – восток или запад?
• Опыт социально-экономического развития … (страны, региона). Что может перенять Россия?
• Русские имена на карте мира.
• Россия – … (страна, регион мира)… перспективы взаимодействия.
• Глобальные проблемы человечества. Роль РФ в их решении.
• Россия в системе мирового географического разделения труда. Проблемы и перспективы.
2. Учитель знакомит учеников с требованиями к содержанию и оформлению работ, процедурой проведения аттестации, критериями оценки работы.
3. Ученики самостоятельно выбирают индивидуальную тему работы или формулируют свою тему, согласуя ее с учителем. Допускается выполнение работы группами учеников (2 человека, 3 - как исключение), если работа является трудоемкой или многопрофильной (видеофильм; создание атласов карт; стенд с фотографиями, картографическим и текстовым материалом и т.п.). Выполнение одинаковой работы разными учениками одного класса не допускается.
4. Учитель составляет список учащихся с указанием выбранной ими темы, который утверждается директором школы не позднее конца 1-го полугодия и направляется на согласование методисту округа.
5. Учащиеся работают над темой творческой работы не менее шести месяцев под руководством учителя. Рекомендуется пробное использование материалов аттестационных работ на уроках, во внеурочной работе, если для этого есть возможности.
6. Работа выполняется и оформляется согласно требованиям, предъявляемым к ученическим краеведческим исследованиям.
7. Объем работы определяется степенью полноты раскрытия содержания темы. Требования к оформлению работ формулирует учитель. Основной критерий – возможность использования работы в практике школы.
8. Для проведения итоговой аттестации класс разбивается на группы, не превышающие 15 человек, которые присутствуют на защите в полном составе. Итоговая аттестация проводится в форме устной защиты (представления) учащимися своих творческих работ. Время на защиту одной работы - 5-10 минут. При необходимости больших затрат времени (просмотр видеофильма и т.п.) работа полностью представляется учеником на уроке до проведения итоговой аттестации; в таком случае на аттестации представляются фрагменты работы и устная рецензия на нее другим учеником. После выступления аттестуемый отвечает на вопросы учеников и членов аттестационной комиссии. Выступление учащегося на итоговой аттестации строится по схеме: тема работы, обоснование ее выбора, методика выполнения работы, главные выводы и результаты, возможность использования работы в практике школы.
9. Итоговая оценка выставляется, исходя из следующих критериев:
=> «5» - работа носит исследовательский характер, в ней отражены итоги самостоятельной деятельности автора или создан учебный наглядный, дидактический материал, который может использоваться на уроках, т.е. имеет практическую значимость, или создано картографическое, аудио, видео, диапозитивное, фото, мультимедийное произведение по замыслу и силами автора, которое можно использовать в школьной практике; разработан и опробован маршрут экскурсии, похода по Подмосковью, который может быть использован школой.
=> «4» - работа носит поисковый характер, имеет красочное четкое оформление, что позволяет использовать ее в качестве дидактического материала, или в ней использован большой ряд литературных и других источников.
=> «3» - работа носит формальный реферативный описательный характер, содержит известный материал; или работа соответствует теме, но ее практическое применение не представляется возможным в силу известности материала или низкого качества оформления.
10. Итоговая оценка выставляется с учетом качества выполнения аттестационной творческой работы, ее представления, ответов на вопросы, участия в обсуждении работ товарищей. В спорных случаях рекомендуется решать вопрос о выставлении итоговой оценки в пользу ученика, тем более, если он во время учебного года участвовал в предметных олимпиадах, предметных внеклассных мероприятиях школы и класса.
Соблюдение указанных принципов позволит учителю организовать образовательный мониторинг (постоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов их определяющих, а также принятие и реализация управленческих решений по регулированию и коррекции - по Т.И. Шамовой), позволяющий успешно преодолеть неуспешность обучения и эффективно способствовать обеспечению качества образования.
|