Суббота, 18.11.2017, 16:57
SITE LOGO
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
МО учителей начальных классов [0]
МО учителей иностранного языка [3]
МО учителей истории [0]
МО учителей географии [2]
ДОУ [0]
МО учителей биологии [0]
МО учителей физической культуры [0]
МО учителей ОБЖ [0]
МО учителей русского языка [3]
МО учителей математики [0]
Статистика
Главная » Статьи » Методическое объединение » МО учителей русского языка

Обучающая компьютерная программа на уроке русского языка в 5-9 классах

Методист русского языка и литературы,

к. п. н. Новикова Л.В.

ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА

НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 – 9 КЛАССАХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Обучающая компьютерная программа (ОКП) – мощное средство индивидуализации обучения, поэтому важно не только приучать школьников к использованию учебной программы для изучения предмета, но формировать при этом навыки работы с ОКП как инструментом индивидуальной учебной деятельности, навыки самостоятельной работы.

В распоряжении учителя и ученика сегодня находится достаточно богатый арсенал обучающих компьютерных программ (ОКП) по русскому языку. Широко известны ОКП, сделанные крупными фирмами, специализирующимися на производстве электронных продуктов не только по русскому языку и не только для школьников («1С», «Кирилл и Мефодий», например). Многие из этих ОКП по преимуществу репетиторские, то есть предназначены для старших школьников, абитуриентов, взрослых пользователей («1С: Русский язык», «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» и др.). Они характеризуются достаточно высоким уровнем сложности в целом (при возможности выбрать уровень сложности заданий), вниманием не только к практической грамотности, но и к теоретическим знаниям по русскому языку, разнообразием режимов работы (тестовый, обучающий, диктант и т.д.), развитым интерфейсом, требующим от пользователя хорошего знания структуры курса русского языка. Существенная особенность тренажеров-репетиторов заключается в том, что они рассчитаны на пользователя, уже знакомого со школьным курсом русского языка в целом. В них не заложена возрастная стадийность освоения материала. Иными словами, отрабатывая, например, постановку знаков препинания при однородных членах, пользователь может встретиться в заданиях с терминологией, лексическим наполнением  и орфографической сложностью, соответствующими уровню выпускника средней школы. Эта особенность обусловлена целью – повторить курс русского языка комплексно и интенсивно. Однако она затрудняет использование тренажеров-репетиторов в классах второй ступени (5-9), особенно в классах с невысоким уровнем ЗУН по русскому языку.

Известны и другие программы, охватывающие весь курс русского языка и представляющие его комплексно, но ориентированные при этом на одну конкретную форму работы, например диктант. Они удобны для интерактивной тренировки пользователя, желающего повысить свою грамотность посредством этого традиционного испытанного средства. Безусловный интерес, например, вызывает ОКП Н. Кабановой «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». Она содержит систему тестов, адресована учащимся 7-11 классов, абитуриентам и преподавателям. Среди плюсов таких ОКП следует также назвать формирование орфографической зоркости, тренировку умения писать со слуха, которое в последнее время бывает часто востребовано на вступительных экзаменах в вузы, формирование навыка работы с интерактивными тестами и т.д. В то же время достаточно трудно работать с подобными электронными пособиями на уроке в классе, так как они мало подходят для «пошагового» освоения курса и коллективного использования.

В последние год-два стали появляться программы - тренажеры по русскому языку для среднего звена общеобразовательной школы. Среди них привлекают внимание электронные продукты серии «Семейный наставник» для 5, 6, 7 классов, представляющие собою мультимедийную систему тестов, диктантов и уроков по русскому языку.

Однако одной из наиболее известных среди ОКП этого типа сегодня остается программа «Фраза». Она является на сегодняшний день одним из самых удобных компьютерных тренажеров по русскому языку для классов базового уровня второй ступени (5–9) общеобразовательной школы, поскольку обеспечивает хорошую тренировку для ученика со средним уровнем грамотности и мотивации к учению.

 «Фраза» проста в применении, имеет ясный дружественный интерфейс. Адресована школьникам средних классов и ориентирована на базовый уровень изучения предмета. В соответствии с программой по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Н.М. Шанского она обеспечивает поступенное, пошаговое освоение содержания курса. Близка по учебному материалу и структуре к традиционным учебникам. В данной ОКП предусмотрены упражнения ко всем темам и разделам курса. При их выполнении ученик может обратиться к «подсказке», и программа в специальном окне предложит ему необходимое правило. То же произойдет, если ученик допустил ошибку и не может ее самостоятельно исправить со второй попытки. Программа предусматривает комплексное и блоковое повторение всего курса после 9 класса. Специальные упражнения в курсе каждого класса предназначены для тренировки непроверяемых написаний. Интерфейс ОКП удобен для ученика с невысоким уровнем грамотности, которому целесообразно несколько раз повторить задание, оцененное неудовлетворительно. Школьник с более устойчивыми навыками грамотного письма может выполнять упражнения с большей скоростью, повышая таким образом уровень сложности, может сформировать из заданий «Фразы» для разных классов блок на ту или иную «сквозную» тему («НЕ с разными частями речи», «Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц в разных частях слова» и т.д.). Работа с упражнениями данной ОКП является хорошей подготовкой к выполнению тестов разных типов, поскольку все задания построены на выборе правильного написания из двух предложенных вариантов. Использовать учебную программу «Фраза» можно на этапе первичного закрепления, при повторении, для индивидуальной работы, для работы с учениками со сниженной мотивацией, во время итогового повторения, при подготовке к тестированию, при работе над ошибками.

Безусловным достоинством программы «Фраза» является ее доступность для учителей и учащихся: она была многократно издана. Немаловажным удобством данной ОКП представляется сравнительно невысокий уровень системных требований: программа может быть установлена на компьютере с процессором, начиная с Pentium I. «Фраза» имеет сетевой вариант, то есть ее можно использовать как для работы одного ученика, так и для одновременной работы группы или целого класса, о чем будет сказано ниже.

Наиболее характерными для современной школы являются 3 конфигурации использования ОКП «Фраза».

1-я конфигурация: учитель заранее отбирает задания ОКП для учеников, которые в течение урока (дополнительных занятий) по одному работают на единственном компьютере, стоящем в классе. Индивидуализация процесса работы с ОКП минимальная, интерактивный потенциал реализуется в исправлении программой ошибок школьника и оценке его результата по пятибалльной системе.

2-я конфигурация: каждый ученик (вполне возможно, два ученика) работает за своим компьютером (удобно использовать для этого кабинет информатики). Учитель предлагает школьникам готовый набор заданий, которые они должны найти в оглавлении ОКП и выполнить. Использование сетевого варианта программы позволяет через учительский компьютер следить за деятельностью учащихся и их результатами. Если сетевой ресурс недоступен, на каждый компьютер устанавливается ОКП, результаты фиксируются в дневнике пользователя автоматически. Удобно также ведение каждым школьником в тетради протокола его работы (класс, тема, № задания, оценка). В процессе выполнения заданий очень быстро начинается расслоение класса в зависимости от скорости их выполнения: одни быстро и успешно выполняют все, другие периодически задумываются, обращаются к подсказкам, третьи вынуждены несколько раз повторить одно и то же упражнение до достижения удовлетворительного результата. Как видим, степень индивидуализации работы значительно возрастает, интерактивный потенциал ОКП используется полнее.

3-я конфигурация: каждый ученик работает за своим компьютером, но задания выбирает для себя сам (в соответствии с темой урока или индивидуальными ошибками, допущенными в проверенной учителем работе). Такое использование ОКП предполагает сформированность умения ориентироваться в интерфейсе и оглавлении программы. Индивидуализация учебной деятельности и использование интерактивного потенциала максимальные, так как каждый ученик выстраивает индивидуальную траекторию использования ОКП. Учитель играет роль наблюдателя и консультанта.

Безусловно, обращение к ОКП «Фраза» на уроках русского языка в 5-9 классах общеобразовательной школы – лишь первый шаг в освоении школьниками электронных продуктов как одного из средств обучения предмету. В то же время этот шаг представляется чрезвычайно важным и перспективным, так как приобщает ученика к информационной культуре, помогает и ученику, и учителю осмыслить место электронных обучающих программ в системе работы по русскому языку, позволяет в дальнейшем обратиться к более сложным и специализированным ОКП.

Категория: МО учителей русского языка | Добавил: Admin (11.10.2007) | Автор: Новикова Л.В.
Просмотров: 9589 | Комментарии: 15 | Рейтинг: 4.5/12
Всего комментариев: 121 2 »
12  
Здравствуйте! Не могли бы Вы и мне скинуть ссылку на программу?

11  
Скиньте ссылку на эту программу, пжл. Я не вижу ссылки *NO*

10  
киньте пожалуйста мне тоже ссылку программы.

9  
что за програмhttp://rimc.moy.su/secure/?k=1025225582;m=addcom4042697;tm=1295973772ма

8  
скинте мне тоже ссылочку, плиз!

7  
Скиньте пожалуйста мне тоже ссылку программы.

6  
программа для 6 класса по русскому языку

5  
где программа

4  
скиньте ссылку на программу

3  
Мне очень понравилась программа!!!!!

1-10 11-12
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017