Суббота, 18.11.2017, 16:52
SITE LOGO
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Разработка программы развития ОУ [5]
Управление качеством образования [12]
Инновации в образовании [4]
Информация об инновационных процессах в образовании
Нормативные документы ОУ [0]
Нормативные документы ОУ федерального и краевого уровней
Учитель Учителю [9]
Итоговая аттестация [6]
Методическое сопровождение УВП [15]
Изучение и распространение ППО [7]
Статистика
Главная » Файлы » Изучение и распространение ППО

Подготовка к профессиональному конкурсу
11.10.2007, 13:59

Подготовка к профессиональному конкурсу

1.Четко определить  концепцию собственной педагогической деятельности.

2.Определить и сформулировать сущность своего опыта, ведущую идею. Выделить составные части и выстроить их в логической иерархической последовательности.

          3. Описать "Теоретическую интерпретацию опыта" .

4. Описать каждую составную часть Вашей концепции.

5. Описать сущность собственного опыта (новаторского или традиционного).

Отразить факторы успешности представляемого опыта.

6. Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся.

Процедура описания опыта в предыдущей статье «Как представить опыт работы учителя».

Итак, Вы завершили работу по описанию своего опыта, подготовили материалы. Предлагаем Вам оценить их в педагогической позиции - “встань на место Другого”. Представьте, что Вы рецензируете эти материалы на входе в конкурс. Прочтите их как опыт Другого и оцените в соответствии с конкурсными требованиями.

Как Вы считаете - это завершенный труд? Все ли понятно? Автор убедителен? Нет ли в материале опечаток, неточностей, ошибок? Соответствует ли внешний вид рукописи требованиям эстетической культуры представляемых на конкурс материалов? Заметим, что разумная степень критичности на этом этапе подготовки к конкурсу поможет Вам улучшить качество содержания и внешний вид представляемого на конкурс Вашего профессионального портрета.

Что делать далее?

Выполнив этот этап работы, готовьтесь к конкурсному занятию. Оно должно стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное и представленное в выступлении участника конкурса. Из этого следует, что участнику конкурса необходимо детально продумать, как его занятие впишется в контекст представляемой системы работы. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: описание опыта - конкурсное занятие - самоанализ УЗ. При этом постарайтесь избежать повторов как в описании опыта, так и в выступлениях перед аудиторией. Заметим, что каждый новый шаг должен расширять и углублять Ваши позиции, вносить новые черты в Ваш личностно - профессиональный образ.

Учебное занятие (а не урок, потому что время ограничено 30 минутами, да и ситуация совершенно не стандартная), как самая центральная часть испытания, требует от конкурсанта большого напряжения. Каким должно быть это занятие? На этот счет существует много точек зрения. Бесспорны несколько позиций.

Важно, чтобы занятие было профессиональным! проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимо - действие, диалог!

Учебное занятие должно быть иллюстрацией Вашей системы работы в контексте заявленного Вами опыта, технологии, Ваших педагогических убеждений.

Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.

Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства - вот залог успешности учителя на конкурсе. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации. Заметим, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.

* * *

Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей, для каждого учителя-конкурсанта является обязательным (и это входит в критерии оценки):

·        глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование теоретическими понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);

·        грамотное, в соответствии с целью и задачами урока, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;

·        коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;

·        умение достигать результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей (заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна).

Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам в совершенстве владеет методикой демонстрационного эксперимента. Так же, как учитель музыки поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.

Однако есть общий взгляд на учителя-победителя в предметной номинации: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.), он интеллигентен...

* * *

Если Вы победили в трех турах…

Теперь, когда определились 15 номинантов, мы подошли к Мастер-классу Что здесь требуется от учителя? Каковы задачи этого конкурсного испытания? Кто его оценивает? В каких условиях он проводится?

Мастер-класс оценивает Большое жюри, которое определяет пятерку суперфиналистов и главного победителя - Учителя года. В этом заключается цель этого этапа конкурса. Это самое открытое испытание конкурса, поскольку на нем присутствуют все желающие: участники конкурса, члены предметных жюри и оргкомитета, учителя тех школ, в которых проводились конкурсные уроки, представители прессы...

Тему дня конкурсантам второго этапа объявляет Большое жюри за сутки до проведения. Импровизированный класс подбирает сам конкурсант из своих коллег–участников конкурса.

Что же такое Мастер-класс? Можно ли его подготовить в течение суток? Что его отличает от обычного урока? Кто-то склонен думать, что Мастер-класс - это все-таки шоу, спектакль и что он не может считаться серьезным конкурсным испытанием. Но в большинстве своем и конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверены в противоположном.

Ведь такое занятие - звездный, победный час! - вынашивается задолго до конкурса, хотя это происходит порой подсознательно. Но такова логика творчества, логика творческой профессии, к которой относится педагогическая профессия. Задача суперфиналиста – мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене в течение 30 минут с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории - трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и яркими личностными качествами. Нередко, именно личностные качества определяют уровень успешности учителя.

Это занятие, не должно быть обычным, рабочим, состоящим из всем известных этапов, приемов, действий.

Здесь вовсе не обязательно излагать в полном объеме содержание и требовать от аудитории “полного ответа”: ведь в импровизированном классе - коллеги, они владеют предметом общения. Здесь очень важно, чтобы диалог учителя с его “классом” эмоционально и увлекательно разворачивался благодаря конкретной теме: владение содержанием своего предмета, умение использовать его в необходимом контексте определяет степень профессиональной компетентности претендента на высокое звание. Содержание - это основа, позволяющая продемонстрировать за 30 минут урока педагогическое мастерство, профессионализм и, если позволите, Величие Педагогики.

Это занятие - увлекательное действие с оригинальной постановкой проблемы, с открытием в обычном - удивительного, когда его участники открывают для себя новое, учатся у своего коллеги Мастерству.

Самоанализ занятия, ответы на вопросы Большого жюри (10 минут) в присутствии большой профессиональной аудитории - завершающий этап второго тура Всероссийского конкурса. Мастер, как правило, объективен и самобытен в самооценке своей деятельности, он может объяснить допущенные промахи, проанализировать непредвиденные ситуации, умеет оценить по достоинству работу своих коллег. Обратите внимание! В последние годы нет жесткого регламента (20 минут занятие + 10 минут самоанализ) — конкурсант может сам распорядиться 30 минутами., отведенными на Мастер-класс.

Это занятие, по мнению большинства, ярко проявляет личностные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость Учителя - Мастера..     

Заметим, впрочем, можно ли дать какие-либо рекомендации или советы, как стать звездой первой величины?

 

Пахомова Е.М., заведующая кабинетом педагогического опыта

АПК и ППРО, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

г. Москва

Категория: Изучение и распространение ППО | Добавил: Admin
Просмотров: 2218 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017