Суббота, 18.11.2017, 16:34
SITE LOGO
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Разработка программы развития ОУ [5]
Управление качеством образования [12]
Инновации в образовании [4]
Информация об инновационных процессах в образовании
Нормативные документы ОУ [0]
Нормативные документы ОУ федерального и краевого уровней
Учитель Учителю [9]
Итоговая аттестация [6]
Методическое сопровождение УВП [15]
Изучение и распространение ППО [7]
Статистика
Главная » Файлы » Изучение и распространение ППО

Как представить опыт работы учителя
[ Скачать с сервера (69.5Kb) ] 11.10.2007, 13:47

Как представлять опыт работы учителя?

Следует отметить, что педагогический опыт можно представлять как целостно (система), так и его отдельными частями (компоненты). Заметим, что обобщению и описанию подлежит система или отдельные компоненты опыта учителя, которые стабильно дают положительные результаты

Следовательно, в материалы необходимо ввести подтверждение этой результативности. К примеру, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно перечислить их.

Важно показать, что нового в их использование привнесли Вы, как методы работают у Вас на уроках, привести два-три ярких примера из личной практики.

 Настоятельно советуем при подготовке материалов чаще обращаться к научно-педагогической литературе, что поможет Вам избежать неточностей в описании, а затем и в устных выступлениях на самом конкурсе.

Предполагаем, что большую часть работы учитель выполняет самостоятельно, обращаясь к помощи методиста лишь в затруднительных случаях.

Итак, уважаемый коллега, с чего же начать работу над осмыслением своего опыта?

На наш взгляд, можно пойти следующим путем.

1. Вычленить противоречия, которые побудили Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках. Таким образом сложится концепция педагогической деятельности.

2.Определить и сформулировать сущность своего опыта, ведущую идею. Выделить составные части и выстроить их в логической иерархической последовательности.

3. Описать "Теоретическую интерпретацию опыта" с отражением следующих составляющих:

·         сущность опыта;

·         результативность;

·         трудоемкость осуществления (для учителя и ученика);

·         возможность и условия освоения.

Заметим, что это лишь совет, которым уже воспользовались многие конкурсанты. Вполне возможно, что Вы выберете иной путь осмысления и описания опыта.

Если Вы используете при этом научные концепции или теории, непременно сошлитесь на них. Ваша работа от этого только выиграет. Чрезвычайно важно отразить, на какие научные исследования Вы опираетесь, кто из ученых, ведущих практиков был Вашим предшественником в поисках наиболее успешного обучения детей.

Составьте список используемой литературы: с одной стороны, это будет свидетельством Вашей теоретической осведомленности, с другой,- отвечать требованиям научной и педагогической этики.

Представляя авторскую программу, проект, укажите, как они вписываются в стандарт? Что в них собственно авторское (новизна), а что заимствовано? Акцентируем Ваше внимание на том, что опора на предшественников никак не умаляет достоинств Вашего материала, а лишь подчеркивает Вашу компетентность.

4. Описать каждую составную часть Вашей концепции (или компоненты учебно-воспитательного процесса), факторы успешности. При возникновении затруднений обратитесь за помощью к методисту, курирующему Ваш предмет.

5. Описать сущность собственного опыта (новаторского или традиционного).

Отразить факторы успешности представляемого опыта работы в следующем порядке:

·         название фактора успешности (что?);

·         с какой целью Вы его применяете и в какой последовательности (для чего?);

·         структура, состав, последовательность операций (как?);

·         что дает применение этого фактора (результат);

·         за счет чего Вы получаете высокие результаты? (условия эффективности).

6. Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых “неизбежным” становится формирование знаний, умений и навыков в заданных Вами параметрах (быстрота, мера трудности, автоматизм, прочность и т.д.).

Описание опыта возможно (но могут быть и другие формы описания ПО) представлять в форме информационно-педагогических модулей. Что это такое?

Под информационно-педагогическим модулем (ИПМ) понимается "краткое, конструктивное описание информации”.

Основные характеристики ИПМ:

- логическая завершенность (информация в виде ИПМ должна носить целостный характер и содержать конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов учебно-воспитательного процесса или системы):

- информативность (информация, представленная в ИПМ, должна быть достаточной для ее понимания и использования в практике);

 - точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий.

Педагогическая информация описывается комплексом ИПМ. Рассмотрим общий алгоритм (последовательность действий) такого описания.

1. Выделите в собственном опыте то, что составляет его сущность. Определите, в каком соотношении находятся Ваши нововведения и сложившиеся традиционные формы, методы, приемы и т.п. Составьте примерное оглавление описания опыта.

2. Выстройте логическую последовательность ИПМ в дедуктивном порядке (от общего к частному).

Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать "Система работы...”. Если же Вы предполагаете описать только отдельное направление, то найдите для этого адекватное название: например “Опыт литературно-краеведческой работы...” или “Опыт использования структурно-логических схем на уроках...”

3. Составьте текст каждого ИПМ. Отредактируйте его с точки зрения полного соответствия заявленному жанру.

Удалите из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократите громоздкие словосочетания. Обратите внимание на соответствие основной идеи и принципов ее реализации содержанию и технологичности изложения.

Сделайте приложения к описанию опыта. Это не менее трудоемкий процесс, поскольку необходимо отобрать из своей объемной педагогической копилки образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт. Это могут быть методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы и т.п.

Описание опыта работы - процесс достаточно сложный, требующий глубоких знаний педагогики и психологии, знаний в области научных исследований педагогических технологий как новых, так и использовавшихся ранее, а также умения выявлять степень новизны своего опыта. Ведь это понятие для каждого учителя имеет свою качественную оценку.

 

 

Пахомова Е.М., заведующая кабинетом педагогического опыта

АПК и ППРО, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

 

 

Категория: Изучение и распространение ППО | Добавил: Admin
Просмотров: 7975 | Загрузок: 917 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.6/5
Всего комментариев: 1
1  
Огромное спасибо! Бесценной материал. Такой собираешь в сети по крупицам.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017