Четверг, 18.04.2024, 16:19
SITE LOGO
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Разработка программы развития ОУ [5]
Управление качеством образования [12]
Инновации в образовании [4]
Информация об инновационных процессах в образовании
Нормативные документы ОУ [0]
Нормативные документы ОУ федерального и краевого уровней
Учитель Учителю [9]
Итоговая аттестация [6]
Методическое сопровождение УВП [15]
Изучение и распространение ППО [7]
Статистика
Главная » Файлы » Изучение и распространение ППО

Вариативная организационно-методическая модель внедрения как действия диссеминации инновационных рес
11.10.2007, 13:28

Вариативная организационно-методическая модель внедрения как действия диссеминации инновационных ресурсов может включать следующие организующие меры, мероприятия и действия (рис.1):

·         создание «стажерских площадок» на базе педагогов, работающих в инновационном режиме, сертифицированных в ходе общественно-профессиональной экспертизы как «зоны роста» в образовании;

·         создание школьных  сообществ учителей, желающих работать по одной проблеме, осваивать одни и те же образовательные ресурсы с помощью опытных педагогов;

·         внедрение новшеств в массовую практику на основе модернизированных и инновационных форм распространения ИПО.

 

Почему в рекомендациях мы в первую очередь выделяем инновационный педагогический опыт? Что есть инновация?

Инновация педагогическая (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация» мы полагаем, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Каковы шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта?

Шаг 1.

Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:

1.                               Авторы инновационного педагогического опыта, то есть те учителя, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу.

2.                               Потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности.

3.                               Организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех уровней от школьного до регионального, специалисты системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду)

Шаг 2.

Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.

Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:

1)      облечь ПО в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;

2)      вызвать заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.

Шаг 3.

Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.

Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.

Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:

3)      ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;

4)      «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;

5)      практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);

6)      свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.

Какими могут быть формы распространения инновационного педагогического опыта и кому они должны быть адресованы?

Семинар-практикум, игра. Руководит «школой» учитель, чей опыт изучается. Он проводит занятия с учителями, которые хотят познакомиться с его опытом работы.

Педагогическая студия. Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы.

Педагогические мастерские, мастер-классы. Мастерские используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. Весь школьный коллектив готовится к нему и показывает накопленный опыт.

Аукцион «педагогических идей». Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные идеи. Идеи предлагаются в импровизационной форме.

Творческие группы основные формы распространения педагогического опыта. Они создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников.

            Банк педагогического опыта. Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер.

            Печатные способы распространения педагогического опыта: методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы.

В настоящее время приобретает распространение такая форма работы, как социально-общественная презентация образовательных учреждений, победителей ПНПО, инициаторами которой стали гимназии города Санкт-Петербурга. Целью таких презентаций является привлечение внимания общественности, родителей к достижениям и проблемам образования, повышения престижа образовательного учреждения, что достигается открытостью, гласностью, предоставлением широких возможностей непосредственного наблюдения образовательно-воспитательного процесса на уроках с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая объем и значимость педагогического опыта, наличие в нем инновационности, оригинальности, авторской сущности, следует в каждом муниципальном и региональном образовании уделять серьезное внимание созданию системы работы по его распространению.

Правомерно рекомендовать проведение конференций, семинаров, выставок, фестивалей инновационного управленческого и педагогического опыта, которые носят деятельностный характер и включают его участников в активную работу по принятию представляемого опыта, освоению технологий, способов работы с современными средствами обучения, в том числе компьютерами, интерактивными досками, программно-методическим обеспечением информационно-коммуникационных технологий, использованием ресурсов ИНТЕРНЕТ, создаваемых баз данных по отдельным предметам и др...

На базе образовательных учреждений, победителей ПНПО, целесообразно создать ресурсные центры муниципального или регионального уровня, основной задачей которых будет передача эффективных технологий, способов реализации инновационных программ, наиболее результативных подходов к организации и определению содержания воспитательной деятельности, в том числе на основе социального партнерства.

Работа ресурсных центров не может носить эпизодический характер, она требует создания научно обоснованных программ повышения квалификации, которые реализуются совместно как практическими работниками образовательного учреждения, так и научными руководителями инновационных проектов. Каждое такое образовательное учреждение одновременно может стать экспериментальной площадкой муниципального, регионального или федерального уровня с целью развития научно-теоретических и методических подходов к нововведениям.

Подобный подход способствует, с одной стороны, распространению научно обоснованного управленческого или педагогического опыта, а с другой, – что не менее важно, – научному и методическому росту его авторов.

Особого внимания требует распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей. Наличие авторского опыта, оригинальных методик, созданных учителями ресурсов обучения предполагает открытие на базе их опыта таких форм, как Авторские школы инновационного опыта. В программы Школ будут включаться наряду с мастер-классами (занятиями с взрослой аудиторией), открытыми уроками (занятиями с детьми) такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др.

Включение учителей-практиков в такую работу требует предварительной подготовки, которая выражается в обучении технологии обобщения педагогического опыта, а затем серьезного научно-методического сопровождения, что является делом учреждений повышения квалификации, методической службы.

 

Материал предоставлен Пахомовой Еленой Михайловной,

 заведующей кабинетом педагогического опыта

АПК и ППРО г. Москва

Категория: Изучение и распространение ППО | Добавил: Admin
Просмотров: 6616 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024