Четверг, 25.04.2024, 03:31
SITE LOGO
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Разработка программы развития ОУ [5]
Управление качеством образования [12]
Инновации в образовании [4]
Информация об инновационных процессах в образовании
Нормативные документы ОУ [0]
Нормативные документы ОУ федерального и краевого уровней
Учитель Учителю [9]
Итоговая аттестация [6]
Методическое сопровождение УВП [15]
Изучение и распространение ППО [7]
Статистика
Главная » Файлы » Методическое сопровождение УВП

Некоторые подходы к планированию
11.10.2007, 15:02

Некоторые подходы к планированию
методической работы

Планирование в значительной мере предопределяет результат методической работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений в организации методической работы.

К сожалению, к плану нередко относятся формально, а процесс планирования ограничивается рамками написания плана и поэтому не может быть ориентиром в деятельности.

Что же такое план? Какие бывают виды планирования?

Планирование - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Планирование методической работы - определение системы мер и мероприятий, направленных на реализацию целей образовательного учреждения (района), совершенствование уровня профессионализма педагогов и руководителей ОУ, предусматривающее порядок, сроки и ответственных за определенные виды деятельности.

Классификация планов

По охвату содержания

По длительности планирования

В зависимости от субъекта планирования

По масштабу планирования

Комплексный (общий) - планируется методическая деятельность во всех ее направлениях и видах;

Тематический - подробно планируется одно направление или вид деятельности (например, план работы с начинающими педагогами, план работы с аттестуемыми педагогами);

Предметный (конкретный) - планируется одно конкретное мероприятие (план проведения семинара, деловой игры и т.д.)

Долгосрочный (перспективный) - от 3 до 5 лет - наименее конкретный вид плана;

Среднесрочный - 1-3 года - самый распространенный годовой план методической работы;

Краткосрочный - план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий период времени (четверть, месяц) | такие планы содержат конкретную деятельность по подготовке текущего мероприятия;

Оперативный - планируются самые ближайшие действия (на день, неделю).

Индивидуальный план работы педагога (руководителя, методиста и т.д.);

Коллективный - к планированию привлекается весь педагогический коллектив ОУ (методический актив района). Одно из самых распространенных противоречий в организации методической работы - это несоответствие между теми, кто планирует, и теми, кто будет участвовать в реализации плана. Поэтому, планирование должно носить коллективный характер.

План методической работы города;

План методической работы образовательного учреждения;

Планы структурных подразделений (методических объединений, проблемных групп, школы начинающего педагога и т.д.).

Любое планирование начинается с определения цели (целей), т.е. результата, который необходимо получить. Однако далеко не каждый ожидаемый результат может быть отнесен к понятию цели. Ожидания могут быть мечтами, фантазиями и намерениями, которым никогда не суждено сбыться.

Цель методической работы - это прогнозируемый результат, который соответствует потребностям и возможностям пед. коллектива, определен по времени и задан конкретно. Любая цель должна соответствовать критериям достижимости, конкретности и измеримости (диагностируемости).

Если цель реальна, она вызывает у педагогов активность, мотивирует, побуждает к деятельности.

Грамотное планирование позволяет:

  • Четко осознавать цели и задачи методической работы;
  • Предварительно изучить педагогический коллектив, состояние образовательного процесса, методической работы;
  • Целенаправленно отобрать содержание, организационные формы работы с педагогическими и руководящими кадрами;
  • Проектировать результаты методической работы.

Наиболее распространенные ошибки при планировании:

  • Отсутствие четко определенной цели работы, сформулированной на основе глубокого анализа, знания изменившейся социально-педагогической ситуации и требований к современному педагогу;
  • Ожидание инструкций, указаний, рекомендаций свыше и как следствие - безынициативность;
  • Примитивность планирования;
  • Неумение привлекать к планированию педагогов и методический актив;
  • Неконкретность и неопределенность спланированных дел.

Годовой план методической работы

Остановимся подробнее на годовом плане методической работы. Он, как правило, состоит из общей части, представляющей основные направления деятельности и конкретные формы работы и приложений (план работы методического совета, план курсовой подготовки, график аттестации педагогов и руководителей, план работы библиотеки и т.д.)

Некоторые формы общей части плана методической работы удобно представить в виде таблицы, включив следующие разделы:

1 вариант - направления деятельности, содержание работы, сроки, ответственные, предполагаемые результаты;

2 вариант – задачи методической работы, содержание деятельности, сроки, ответственные, выход информации;

3 вариант - задачи методической работы, содержание деятельности, сроки, ответственные, выход информации;

4 вариант – направления деятельности, целевая установка (микрозадача), содержание деятельности, категория участников: педагоги, руководители, другие, сроки, ответственные, краткий анализ.

Какую бы форму плана вы не выбрали, необходимо четко прописывать формы работы, тематику, сроки, ответственных, прогнозируемый результат (ради чего было проведено то или иное мероприятие?)

Чтобы план был рабочим, чтобы для большинства педагогов его исполнение не было тяжелой нагрузкой, необходимо включать такие формы работы, темы для обсуждения, которые актуальны для членов коллектива. Правильно их выбрать поможет грамотный анализ, педагогическая диагностика, привлечение к составлению плана различных категорий руководителей и педагогов.

Следующий залог успеха плана - включение в систему методической работы активных форм и методов. Чем выше активность педагогов, тем успешнее идет формирование знаний. Это приводит не только к лучшему пониманию, запоминанию и воспроизведению новой информации, но и вырабатывает умение применять полученные знания на практике.

Основные направления методической работы, которые необходимо учитывать при планировании:

  • работа с нормативными документами;
  • работа над единой методической темой;
  • диагностическая работа;
  • экспертно-аттестационная работа;
  • обобщение опыта работы педагогов;
  • работа с молодыми и начинающими педагогами;
  • организация педагогических советов, семинаров, методических совещаний и т.д.;
  • организация различных конкурсов, смотров;
  • апробация учебников и УМК нового поколения;
  • методическое сопровождение опытно-поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
  • работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства;
  • анализ деятельности методической службы.
Категория: Методическое сопровождение УВП | Добавил: Admin
Просмотров: 6407 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024